ПЕРВЫЙ РАЗ В 1-Й КЛАСС
Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе?
Май - «горячая пора» в школе не только для выпускников 9 и 11-ых классов, их родителей и педагогов.
Это горячая пора и для родителей будущих первоклассников. Выпускники и их родители завершают очень значимый этап в жизни- обучение в школе, а будущие первоклашки и их родители только начинают его. Все в жизни имеет свое начало и свое окончание. Это закон природы.
В мае этого года меня пригласили в одну из школ города на собрание родителей будущих первоклассников. К этому дню все родители уже записали своих детей в школу, знали уже у какого учителя будет учиться их чадо. Атмосфера в аудитории была волнительная. Организатор собрания, завуч школы по начальным классам очень переживала о явке родителей, учителя старались не выдать своего волнения, встречали каждого родителя с улыбкой, вежливо предлагая расположиться за школьной партой. Волновались и родители, и педагоги.
Тема моего выступления касалась вопроса готовности ребенка к школе. Поэтому и первый вопрос, который я задала родителям, был следующего содержания:
- В чем, по-Вашему, заключается готовность ребенка к школе?
- Какой смысл Вы вкладываете в эту фразу?
Ответы не заставили себя ждать. Родители очень активно «включились» в обсуждение этого вопроса. Минут пять коллективного «мозгового штурма» позволили мне сделать вывод о том, что, к сожалению, ни родители, ни педагоги не имеют и отдаленного понимания сути готовности ребенка к школе.
Ответы родителей, которые подтверждались одобрительными кивками присутствующих здесь учителей, сводились к одному: «Главное, чтобы ребенок умел уже читать, писать и считать». На мой риторический вопрос: «А для чего тогда Вашим детям нужны учителя?»- ответить никто не смог.
Я продолжила свое выступление атакой вопросов, направленных на родителей.
- Как Ваш ребенок будет ходить в школу? Знает ли он дорогу от дома до школы? Может ли он самостоятельно дойти в школу из дома и обратно?
- Умеет ли ребенок переходить улицу в установленном месте по пешеходному переходу, нерегулируемому и регулируемому сигналами светофора?
- Умеет ли открывать ключом входную дверь в квартиру и закрывать за собой ее после входа в квартиру?
- Знает ли наизусть свой адрес, телефоны родителей, ближайших родственников? Знает ли рабочие телефоны родителей?
- Имеет ли представление ребенок о времени? Умеет ли понимать время по часам?
- Как ребенок переносит физиологический голод и жажду? Имеет ли он представление, как нужно себя вести в школе, если захочет пить или есть?
- Имеет ли представление ребенок о исправлении физиологических нужд в условиях школы?
- Как Ваш ребенок реагирует, если его обидит одноклассник или боле старшие дети? Какова возможная реакция ребенка на недовольство учителя его поведением или качеством выполненной работы? Как реагирует на оскорбления и похвалу?
И таких вопросов, начинающихся с «как», было очень много. Реакция родителей и педагогов была разной. Я наблюдала за мимикой учителей, которая была ответом на каждый мой вопрос. Если выражение мимики, как средства невербального общения, перевести в слова, то это выражало одно: «Да, это так. И это действительно ПРОБЛЕМЫ».
Удивительной была реакция многих родителей. Одни отмахнулись, даже руками это продемонстрировали, как бы подтверждая, что они не считают это проблемой. Другие, наоборот, «загрузились, провалились» в эти проблемы. Я почувствовала, как их тревога усилилась. Одна мамочка, не выдержав напряжения, сказала: «Да я буду до третьего класса ее в школу водить и обратно» …
На консультациях родителям я часто задаю вопрос: «31 августа Ваш ребенок еще дошкольник, а 1 сентября уже школьник. Что поменялось в нем и в Вашем отношении к нему?» .
Многие родители отвечают: «Он стал уже большим». Удивительная метаморфоза происходит с ребенком за одну ночь - вечером был еще маленьким, а утром уже стал большим!
Все, о чем я написала выше, есть не что иное, как реальность сегодняшнего дня в жизни первоклассников, их родителей и педагогов.
Каждый человек имеет собственный ресурс, который выражается в способности переживать трудности или препятствия. В психологии это принято называть фрустрацией или фрустрирующей ситуацией.
(Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).
Если рассматривать школу, процесс обучения в школе, как фрустрирующую ситуацию, то и родители, и педагоги должны знать и понимать следующее: у ребенка нет опыта его родителей и педагогов, и то, что им кажется ничтожным и не заслуживающим внимания, для первоклассника может быть БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМОЙ.
О чем мои рассуждения в этом эссе? О проблемах детей- первоклассников или о понимании и непонимании этих проблем их родителями? Отнюдь. Мои рассуждения касаются знаний, которые должны быть у каждого родителя и педагога, если они хотят понять ребенка, его поведение и реакции.
Источником таких знаний, безусловно, может быть возрастная психология. И неуместно, на мой взгляд, говорить, что это знания только для специалистов. Психология, как никакая другая наука является естественным составляющим звеном жизни человека.
Если говорить о возрастной психологии, то здесь, мне кажется, может быть применима метафора «Каждому овощу свое время». Каждому возрасту человека свойственны определенные характеристики.
И именно знание этих возрастных характеристик может помочь родителям первоклассников, понять суть их БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ.
Вернусь к вопросу готовности ребенка к школе. Так о чем могут узнать родители и педагоги, почерпнув знания из области возрастной психологии?
- Разные виды готовности ребенка к школе: физическая, эмоциональная, психологическая, интеллектуальная.
- Уровень проявления разных видов готовности у ребенка (по каким признакам можно увидеть уровень готовности; как адекватно отреагировать на несформированность разных уровней готовности)
- Социальная зрелость ребенка (что такое социальная зрелость, социальные ситуации развития, значимые отношения, овладение социальной ситуацией развития, зависимость ребенка от типа ВНД, как ребенок овладевает позицией школьника).
- Ведущий вид деятельности младшего школьника (характеристики ВВД, по каким критериям можно диагностировать вид деятельность).
- Психологические новообразования и возрастной кризис младшего школьника (в чем он проявляется, какие критерии ведут к появлению возрастного кризиса).
Родителям, как правило, всегда хочется видеть в своем ребенке самое лучшее. Порой они хотят иметь у своего ребенка то, чего у других еще не наступило. Так часто, молодые мамочки хвастаются друг перед другом о том, у кого у ребенка зубки прорезались раньше, или он ходить начал быстрее чем другие дети.
Но мы должны понимать, что в погоне за удовольствием от того, что мой ребенок воплощает сразу все мои родительские фантазии, можно надломить организм ребенка, подорвать его психику, заложить в его модели поведения глубоко идущие негативные последствия.
Поэтому размышляя сегодня о проблемах в развитии, обучении, поведении ребенка приходится констатировать, что отсутствие знаний возрастной психологии у родителей и даже у педагогов, приводят маленьких детей к БОЛЬШИМ ПРОБЛЕМАМ
Знания, которые сегодня несет возрастная психология, позволяют научиться понимать своего ребенка любому родителю, было бы таковым его желание.
© Алямкина Елена Алексеевна, 2017г.
Теги материала: