ПОЧЕМУ ПЕСОК?
Сегодня очень модно делать из совсем маленьких ребятишек вундеркиндов, с первых лет жизни загружая их по полной программе всевозможными занятиями. Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений – это и называется воспитанием. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директива по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Где же ребенок сможет позволить себе просто быть – быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать? Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым.
Где найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе…
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям наш центр «Синяя Птица». И песок играет здесь важную роль, являясь замечательным сенсорным материалом с широким спектром возможностей.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только самими изобразительными средствами. Здесь есть еще и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы потом показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не даёт созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, т.е. не переносит ценность с процесса на результат. Песок дарит крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно это и есть залог развития.
Ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. И при этом он не боится ошибиться или сделать что-то не правильно.
Одна картина сменяет другую, один взмах руки и снова все исчезает. Казалось бы все так просто. Но именно это простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – просто старое уступает место новому... Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности. Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого занятиями с песком.
У нас царит атмосфера позволяющая проявлять инициативу, фантазию, воображение и смекалку. Мы создаем ситуацию успешности, принятия ребенка, помогаем ему выразить свои чувства. И если это становится для ребенка частью его жизни, то он научается жить в мире с самим собой, а что может быть важнее?
© Виктория Павловна Волкова
Теги материала: